Друг ЖЖ (friend) wrote,
Друг ЖЖ
friend

Categories:

Китай

Очень интересные размышления товарища ilya_yu о современном Китае, цитируем:
Два месяца я ничего не писал в своем Живом Журнале – и даже толком не заглядывал в комментарии к моим постам, в сообщения (всем, кто поздравил меня с днем рождения, мое запоздалое спасибо!), в ленту друзей. Надеюсь, этот отпуск завершен. А вместе с отпуском закончился важный период моей жизни – преподавание в провинции Шаньдун Китайской Народной Республики. Думаю, пора поделиться двумя-тремя впечатлениями.

Первое. Я не знаю, что такое китайский социализм – так и не смог понять структуру этого уклада. Здесь должны разбираться экономисты. Но все мои китайские студенты бодро отчеканивают: «Одна страна – два уклада». Приходится принять эту формулу. Китайская повседневность весьма живая, кипучая, многообразная. И в нее как-то вкраплены элементы идеологии. На мой взгляд, не слишком навязчиво вкраплены.

Приведу одно воспоминание, которое для меня нечто характеризует. В городе Jinan (в его старой части) зашел я однажды в конфуцианский храм. Место мне это нравилось тем, что там редко бывают посетители, а когда долго пребываешь в Китае, чувствуешь какую-то потребность в безлюдье. Храм – это несколько павильонов (строго говоря, большинство храмов в китайских городах функционируют как музеи). В том цзинаньском храме в основных павильонах сидели деревянные скульптуры мужей, прославленных своей мудростью и благочестием. Под иными из них были указаны лишь имена и краткие сведения о том, где и когда этот почтенный человек родился. О других сообщалось: «Писатель», «Каллиграф», «Начальник уезда такого-то в такой-то период»… Мужи древние и совсем древние. Конфуцианство возводит в культ именно «благородных мужей», что, как вы все знаете, накладывается на доконфуцианский культ предков, рефлексы которого мощно отразились в конфуцианской обрядности. В самом же дальнем павильоне храма располагалась выставка, посвященная деятелям КПК поколения Мао Цзэдуна. Большие фотопортреты – и политико-биографические очерки. Экспозиция была абсолютно уместна и органична – китайские коммунисты вводились в разряд благородных мужей, вполне достойных почитания в конфуцианском храме. Кстати, их лица… Все-таки это очень крупные были фигуры. Я в почтении замер перед благородным мужем Чжоу Эньлаем. В этот момент служительница музея (храма?) решила почему-то со мной заговорить: «Эти люди много сделали для Китая, особенно Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай». По целому ряду частных наблюдений за этот год я понял, что в китайском коммунистическом пантеоне Чжоу Эньлай постепенно теснит «Великого Кормчего». Этот интеллигентный, умеренный, стойкий и мудрый премьер-министр как-то ближе к вектору развития современного Китая, нежели авангардист и фантазер Мао. И, кстати, китайский «новый курс» во многом начинается, как я понимаю, экономической политикой Чжоу Эньлая, которому и наследует Дэн Сяопин (все рассказы про озарение, пришедшее Дэну во время визита в Сингапур, представляются мне не более чем пошлым домыслом).

Второе. При всем почтении к аскетичным коммунистам поколения Мао, современный Китай глубоко забурился в многообразное потребление. И в связи с этим у меня есть сравнительное наблюдение. Когда говорят, что в России создана индустрия потребления – лгут. Или не понимают, о чем говорят. Китайская инфраструктура потребительской жизни – массовая, и российское потребление с нею даже близко не сравнить. Никакого подвига по предоставлению населению товаров и услуг российская буржуазия не совершала. Первая вещь – гаджеты. В Китае они дешевы и разнообразны, а значит, доступны именно широким группам молодежи (и не только). Второе – эти чертовы рестораны. В России, как я понимаю, растут и умирают бесконечные «кафешки». В которых можно попить кофе с тирамису. В каждом городе – куча заведений, где можно только кофе попить. Китайские рестораны – массовы, грязны (что стоит иметь в виду) и в них можно интересно поесть. Именно интересно. Кстати, китайцы в ресторанах едят, а не общаются. Третье – инфраструктура культурного туризма. Хотя посещение культурных объектов довольно дорогостоящее удовольствие (за проход на раскопы терракотовой армии Цинь Шихуанди я заплатил, кажется, 150 юаней – и мне еще навязывали англоязычного гида), сама система вызывает изумление. Масса объектов, к которым ходит общественный транспорт, масса технических деталей, обрамляющих эти объекты – короче, широкий выбор культурных мероприятий и достаточно простой (при владении языком) к ним доступ. Не стоит думать, что в Китае есть что показывать народу, а у нас – нечего. На мой вкус, любой старинный город Русского Севера прекраснее «северной культурной столицы» Китая – города Xian. Так что китайское потребление – это в некотором роде достижение. В России никакого потребления в этом роде нет, о чем я, кстати, ни капли не жалею.

Третье.
Не вполне наблюдение, а случай из жизни, который дал мне очередной ключ к пониманию различий между Западом и Востоком. В моем институте со мной работал коллега из Западной Европы. И не просто из Европы, а из самой Голландии. И не просто голландец, а голландец, изучавший культурологию в США. Однажды (уже в конце моей длительной командировки) он мне объявляет:

"Мои студенты меня ненавидят". "Почему ты так думаешь?" "Потому что я сказал правду им в лицо. Я сказал им, что они безмозглые, что они не имеют своих мыслей". (А надо сказать, что у нас давно был разговор, что он неправильно понимает свою педагогическую миссию: он почему-то думает, что его задача учить не английской речи, а американоевропейскому стилю мышления: "Они зомби, они несут пропаганду, они говорят штампами!"). "Ну, ты неправ. Ты всегда и везде пропагандируешь одну и ту же систему мыслей - почему бы им не сказать, что ты не имеешь своего мнения?" Тут он обиделся. "Ты говорил обо мне с другими людьми?" "О тебе?!! Никогда". "Тогда почему ты думаешь, что я навязываю всем одно мнение?" "Я так не сказал. Ты говоришь, что они твердят одно и то же – и это значит, они не имеют своего мнения. Но и ты всегда говоришь примерно одно и то же. Вот и все". "Они ничего не твердят. Они не могут подробно объяснять свои мысли". "Ты, говорю, наверно, это знаешь, но я скажу. В Китае существует очень древняя культура речи и общения. И среди ее правил - никогда не говори того, что ты думаешь на самом деле. А мнение свое выражай словами с двойным смыслом". "Да! Они всегда говорят так, что можно трактовать и так и так". "Именно. Это очень, очень древняя традиция". "Да, это конфуцианское. Я всегда говорил: чтобы понять Китай, нужно понять Конфуция. Но я считаю, что влияние Конфуция деструктивно". "Извини, но эта база огромной цивилизации в течение тысячелетий. Они тысячи лет в этом живут. О, да, это очень деструктивно!" "Они живут в течение тысячелетий из-за благоприятной географии. Я считаю, что география определяет жизнь стран - это мое мнение". "Да, это мнение было популярно в конце 18 - начале 19 веков. Это очень современно". "Да! (тут он окончательно завелся) Я знаю, что профессора в разных университетах не принимают это мнение, но мне плевать, плевать! Потому что это МОЕ мнение (it’s MY opinion)!"

Вот тут, я думаю, серьезная разница между китайцами и европейцами. Одним важно иметь правильное мнение, а другим важно иметь СВОЕ мнение. На этом разговор исчерпан – ибо о чем можно спорить, если включается аргумент: "плевать, это МОЕ мнение!" Китайцы умницы – они точно знают, что твое мнение ничего не стоит. Что ты – козявка в потоке безначального проявления Пути. Тебя ветром снесет, а Поднебесная будет стоять тысячи лет после тебя, как стояла тысячу лет до тебя.

Полуслучайные соображения о китайском искусстве, китайской религии и текущей китайской политике пока оставляю при себе.

Источник – http://ilya-yu.livejournal.com/21153.html
Tags: Китай
Subscribe

promo friend march 30, 2015 22:02 1045
Buy for 10 000 tokens
Народный мэр Славянска Вячеслав Пономарев и генерал Сергей Петровский (Хмурый) начали рассказ о похождениях Стрелкова в Славянске и во всей Северодонбасской агломерации (Краматорск, Славянск, Семеновка, Дружковка, Константиновка и так далее) в целом. Напомним, что антифашистское сопротивление в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment