
Выборы президента Белоруссии, не смотря на оглушающую победу Лукашенко, показали, что не все в порядке. Да, за Лукашенко проголосовало 83,5% избирателей. Да, несанкционированный митинг разошелся сам. Да, выборы уже де-факто признали на Западе. Все так. Но ведь появился очень опасный кандидат №2 по имени «Против всех».

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2337222
Против всех проголосовало 6,4% избирателей (в 2010 году против всех проголосовало 5,9%). Таким образом «кандидат против всех» занял второе место на выборах президента Белоруссии.
В Минске против всех проголосовало 20,6% (в 2010 году 9,3%). Это более чем двукратный рост протестно-настроенных избирателей. И это с учетом огромной явки в 87,2% по стране в целом и 74% в Минске. За Лукашенко в Минске проголосовало 65,6% пришедших на участки (в 2010 году 67,7%).
20,6% – это около двухсот тысяч (!) жителей Минска, которые политически (путем голосования) выразили свое недоверие Лукашенко и другим кандидатам в президенты. Двести тысяч не остались сидеть дома, ворча по кухням. Они пришли на избирательные участки и проголосовали против всех. То есть это политически активные граждане, проявившие способность участвовать в элементарных политических действах (выходить из дома, чтобы проголосовать).
Вряд ли нужно кому-то объяснять, что мятежи происходят в столицах. И что даже 10% от этих двухсот тысяч более чем достаточно для убедительного по численности Майдана в Минске.
В тоже время у Лукашенко, не смотря на его высокий рейтинг, объективно нет своей патриотической улицы (бюджетники не в счет). Можно долго говорить о том, почему ее нет (помимо зашкаливающего патернализма, есть вопрос работы с прорусской энергией, которая только и может быть реальной опорой Лукашенко, но этот фактор, в лучшем случае, не используется). Но факт, есть факт – ее нет. А кратный рост протестных настроений в Минске – есть. В то время как число сторонников Лукашенко в Минске не растет и даже немного снизилось.
Да, у Лукашенко высокий рейтинг и контроль над госаппаратом.
Да, у Майдана в Минске пока не видно потенциальных лидеров.
Да, Запад де-факто признает выборы, приостанавливает санкции и пока не нажимает на кнопку запуска Майдана.
Но экономика может очень сильно ударить по патерналистскому избирателю. А углубление диалога с Западом создает богатую почву для игры с и без того уставшей элитой.
Но пример политического конструкта «Навальный» показывает, что «лидера» Майдана можно слепить за считанные месяцы.
Но Запад рано или поздно нажмет на кнопку. А когда он на нее нажмет, Майдан окажется ближе, чем кажется сегодня.
Journal information