Катализатором стало утверждение в Верховной Раде закона «Об основах государственной языковой политики» («закона о языках»), после принятия которого начался мощнейший виток политической турбулентности.
Краткая справка:
В законе предусматривается, что в контексте европейских региональных языков или языков меньшинств, к региональным языкам или языкам меньшинств Украины отнесены следующие языки: армянский, белорусский, болгарский, венгерский, гагаузский, идиш, крымотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, русинский, русский, словацкий, караимский, крымчацкий.
Согласно закону, к каждому вышеперечисленному языку применяются меры, направленные на использование региональных языков и языков меньшинств, при условии, если количество лиц-носителей этого языка, проживающих на территории, на которой распространен этот язык, составляют 10 и более процентов от численности населения.
На языках меньшинств предполагается публиковать акты органов власти и предоставлять административные услуги. Региональные СМИ сами смогут решать, какой язык им более удобен. Паспортные данные гражданина, по его требованию, могут быть продублированы в документах на родном языке. Учебные заведения также освобождены от обязательного преподавания на украинском языке: выбор языка предоставлен родителям школьников и учредителям детского сада или школы. Судопроизводство будет вестись по-украински, если не поступит дополнительных требований о переводчике от участников процесса.
В законе предусматривается, что в контексте европейских региональных языков или языков меньшинств, к региональным языкам или языкам меньшинств Украины отнесены следующие языки: армянский, белорусский, болгарский, венгерский, гагаузский, идиш, крымотатарский, молдавский, немецкий, новогреческий, польский, ромский, румынский, русинский, русский, словацкий, караимский, крымчацкий.
Согласно закону, к каждому вышеперечисленному языку применяются меры, направленные на использование региональных языков и языков меньшинств, при условии, если количество лиц-носителей этого языка, проживающих на территории, на которой распространен этот язык, составляют 10 и более процентов от численности населения.
На языках меньшинств предполагается публиковать акты органов власти и предоставлять административные услуги. Региональные СМИ сами смогут решать, какой язык им более удобен. Паспортные данные гражданина, по его требованию, могут быть продублированы в документах на родном языке. Учебные заведения также освобождены от обязательного преподавания на украинском языке: выбор языка предоставлен родителям школьников и учредителям детского сада или школы. Судопроизводство будет вестись по-украински, если не поступит дополнительных требований о переводчике от участников процесса.
«Закон о языках»:
1) Является абсолютно демократическим и правомерным, соответствует стремлению Украины по интеграции в ЕС – он реализует принципы «Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», которую Украина ратифицировала в 2003 году, Венецианская комиссия одобрила этот закон.
2) Приветствуется большей частью украинских граждан – придание русскому языку статуса официального поддержали 65% украинцев.
В процессе принятия «закона о языках» начался острый политический кризис на Украине, быстро перешедший в агрессивную уличную фазу.
4 июля, в день принятия Радой «закона о языках», в Киеве прошел несанкционированный митинг, собравший пару сотен человек (организаторы и СМИ очень знакомым нам образом лгут про «тысячи»).
Митинг сопровождался рядом провокаций против милиции, например, против милиционеров использовали газ (в чем потом обвинили саму милицию) и завершился нападением протестующих (многие были одеты в маски) на милицию.
Принятие «закона о языках» Партия регионов (ПР) предложила в качестве «компенсации» за свой отказ от предвыборного обещания сделать русский язык вторым государственным. Это сразу отсекло от ПР наиболее прорусски настроенных избирателей, которые автоматом ушли к Витренко и др.
Но еще остается умеренное большинство, которые нельзя даже назвать чисто прорусским, оно проукраинское и хочет иметь права пользоваться своим (!) русским языком, для своей же жизни на Украине, вовсе не отказываясь при этом от украинского.
Это важно понять. На Украине общественно-политический конфликт проходит не между проукраинской и пророссийской частями общества, а между двумя проукраинскими, по разному видящими будущее Украины.
Именно на эти людей рассчитан «закон о языках», он был обещан сразу после победы команды Януковича, которая затем годами тянула с его принятием по принципу «вот-вот», что раздражает уже ВСЕХ потенциальных избирателей ПР. Так как стало не понятно, а за что голосовать?
База опоры. Янукович и ПР всегда набирают голоса на обещаниях защитить русский язык и выстраивать союз с Россией. Но после того, как они получили большинство в Раде, а Янукович стал Президентом, не было сделано практически ничего для русского языка и совсем немного было сделано для союза с Россией.
Основной позитив – это торможение, именно торможение, а не отмена, галичанских реформ и Харьковские соглашения. Но этого очень мало. Избирателю ПР не понятно, где русский язык, за который он голосовал, где Таможенный Союз, в котором он (как и большинство украинцев) хочет видеть свою страну? и т.д.
И это происходит на фоне серьезных усилий России по выстраиванию стратегического союза, но пришедшая к власти ПР занимает очень знакомую позицию «евроинтеграция – это наш цивилизационный выбор».
Это ничего не напоминает? Элитная группа опирается на патриотических и консервативных избирателей, приходит к власти и начинает выстраивать консенсус со своими идеологическими врагами:
в России это либероиды.
на Украине их аналогом (специфическим) являются галичане – такая же маленькая и сплоченная группа («малый народ»), ненавидящая большую часть граждан своей страны и имеющая непропорциональную своей поддержке в обществе власть.
Придя к власти ПР сразу начала выстраивать отношения с галичанами («строить единую Украину») и подняла флаг евроинтеграции. В итоге сложилась следующая ситуация:
1) Попытка выстраивания отношений с галичанами провалилась – ни с какими «прагматическими» предложениями и доводами они стратегически не согласились, так как в отличие от «прагматиков» занимаются не только ситуативным реагированием, а по-своему (ведя народ в пропасть) вершат Историю.
Важно понять, что стратегическая линия не сводится к личностям отдельно взятых политиков (качество которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего), стратегию определяет рамка элитного консенсуса галичан, за который не смеет выйти никто, даже последний политический фрик.
2) Попытка выстраивания отношений с ЕС провалилась.
3) Ярким фактором является «дело Тимошенко», которое начиналось как международный проект, включающий в себя раскол галичан (см. поведение Ющенко), а кончился дополнительной консолидацией и накаленность галичанской группы, ужасными отношениями со «старой Европой» и кидком со стороны американцев.
4) Перманентный конфликт с Россией, с нерешенными ключевыми вопросами: Таможенный союз, газ и т.д. Возможность «решать» эти вопросы всегда были коньком в предвыборной программе ПР, а сегодня что?
5) Полное отторжение со стороны прогаличански настроенных избирателей и разочарование собственного ядра избирателей.
Все это поставило ПР перед выборами в Верховную Раду, которые пройдут в октябре 2012 года, в крайне затруднительное положение.
Чтобы хоть как-то защитить свои позиции ПР принимает «закон о языках». Данный шаг не (!) является реальным вызовом галичанам, это не «иду на Вы», это очень нам знакомое сидение на 2-х стульях, когда нужно с одной стороны понравится своим избирателям, а с другой сохранить отношения с местным «малым народом».
Отсюда сохранение серьезной ограниченности применения региональных языков, все эти отсылки к опыту ЕС и т.д.
Показательным фактором не желания конфликта является то, что ПР не использовали и до сих пор не используют всерьез улицу (свои митинги и т.д.), т.е. хотели решить вопрос спокойно, в рамках «кабинетной политики».
«Закон о языках» во 2 (окончательном) чтении принимался коалицией (за проголосовали):
190 из 194 депутатов фракции Партии регионов.
25 из 25 депутатов фракции КПУ.
19 из 20 депутатов фракции Народной партии (Литвин, сам он не голосовал).
2 из 19 членов группы «Реформы ради будущего» (эта группа выведших из партий Ющенко и Тимошенко).
1 из 63 депутатов от фракции НУ-НС (Ющенко).
11 внефракционных депутатов.
Всего проголосовало за 248 из 364 народных депутатов (нужно 226).
После скачка политической напряженности из коалиции побежали слабые духом:
1) Уже 11 депутатов отозвали свои голоса за «закон о языках»: 5 из Народной партии, 1 из НУ-НС и 4 из Партии регионов (!).
Таким образом на сегодня осталось 237 голосов.
2) Показательно поведение спикера Рады Литвина (по процедуре он должен подписать закон): сначала сделал резкое заявление: «Но по большому счету развели Украину, развели народ. И плоды этого «развода» мы еще будем пожинать» (получается в «разводе» участвовала его партия?), отказался подписывать закон и подал в отставку.
Но потом заявил: «Подписание Председателем Верховной Рады Украины закона об основах государственной языковой политики возможно лишь при условии четкого соблюдения норм закона о Регламенте, который содержит четкую процедуру рассмотрения законопроектов и их подготовки на подпись руководителю парламента».
На следующий день все же подал в отставку.
Если Литвин такой ярый противник закона (см. его заявления), то он обязан остаться спикером, не подписывать закон и блокировать его всеми остальными бюрократическими мерами. Но Литвин проклинает закон, а сам бежит в сторону.
Ситуация очень похожа на то, что Литвин взял на себя обязательства поддержать закон (см. голосование его партии), но сам изначально хотел остаться в стороне. Когда начался политический кризис он в ужасе решил, что лучше потерять все (партия раскалывается, пост спикера потерян навсегда, в обмен ничего на галичанской поляне он не получает) чем бороться.
Т.е. он жутко боится галичан. Это здорово напоминает поведение многих патриотических политиков в России, которые пошли на свое политическое самоубийство на либероидное оранжевое Болото.
Скачок общественно-политической напряженности произошел между Западом и Востоком, то, что это конфликт именно в рамке Запад-Восток видно по ряду фактов:
1) Из состава коалиции, проведшей закон, видно, что это практически чистая восточно-южная группа с одним игроком из центра (Литвин), который уже начал отползать.
Против выступают БЮТ, НУ-НС, Свобода, Удар и другие партии, опирающиеся на избирателей запада и центра Украины.
2) В регионах Запада и Востока идет сбор подписей против и за закон, местные депутаты пишут соответствующие письма Януковичу и т.д.
3) Главы церквей и религиозных организаций Украины обратились к Президенту Виктора Януковичу с призывом не подписывать «закон о языках».
Под письмом свои подписи поставили: УПЦ КП патриарх Филарет, верховный архиепископ Киево-Галицкой УГКЦ Святослав, управляющий делами Римо-Католической Церкви в Украине епископ Маркиян Трофимьяк, президент Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов Вячеслав Нестерук, старший епископ Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской-пятидесятников Михаил Паночко, старший пресвитер Союза свободных церквей христиан евангельской веры Украины Василий Райчинец, епископ Украинской Лютеранской Церкви Вячеслав Горпинчук, председатель Духовного управления мусульман Украины Шейх Ахмед Тамим и президент Украинского Библейского Общества Григорий Комендант.
Это практически все не православные религиозные организации и раскольники РПЦ. Т.е. конфликт разворачивается еще и в религиозной плоскости.
4) Начались разговоры о том, что «закон о языках» нужен только «быдлу», что эти
Те. никакой дискуссии о демократичности, правомерности и т.п. не идет. «Малый народ» прямо заявляет большому народу, что он «быдло», не имеющее права говорить на родном языке. Конфликт выходит далеко за рамки политического, это культурно-историческая война.
В такой ситуации нельзя занимать трусливую позицию «лишь бы кого не обидеть», чем фактически занята ПР. Цитата заявления автора закона Колесниченко: «Этот закон - компромисс, ниже которого уже некуда идти. Но если поставить вопрос о втором государственном языке на референдум, это приведет к эскалации конфликта, потому что победит та или другая сторона с перевесом в 1%. Мы за придание русскому языку соответствующего статуса, но для этого необходимо принять промежуточный закон, понизить уровень напряженности и повысить уровень толерантности. Тогда через 3-4 года мы могли бы к этой теме вернуться, не создав условий для гражданской войны».
Мы уже видим, что по факту «уровень напряженности» резко вырос и будет расти дальше. Тактикой полумер и уступок ничего добиться нельзя, так как нет никакого фундамента для договоренностей с галичанами, он ненавидят Восток и Юг Украины просто за сам факт их существования, если главной целью является «понизить уровень напряженности и повысить уровень толерантности», то нужно просто самоликвидироваться и тогда все будет «хорошо».
Украина очень неустойчивое государство, но спасти его путем односторонних уступок и полумер невозможно, ситуация все равно взорвется.
Непонятно в чем альтернатива борьбе, в мягком и постепенном уничтожении (которое фактически идет) всего, что дорого Востоку и Югу Украины?
Последствия закона. Принятие «закона о языках», это слабый и половинчатый шаг. Который полноценно не решает проблему притеснения русского языка (он будет частично защищен лишь в 13 из 27 регионах страны) и ведет к росту (а не сглаживанию) конфликтов с нацменьшинствами (русины, венгры, румыны, поляки на Западе и крымские татары в Крыму).
В случае, если не удастся погасить конфликт мягко (а это невозможно), нужно проводить референдум о ведении русского вторым государственным языком. Пусть этот вопрос решит украинский народ. Любой закон всегда можно отменить, волю народа нет.
Внешние факторы. Дестабилизация политической системы Украины происходит на фоне очень опасных внешних факторов:
1) Мировой кризис, новый виток которого может в любой момент обрушить цены на сырье (основу украинского экспорта) и сильно ударить по российскому рынку сбыта, на который приходится подавляющая часть несырьевого экспорта Украины.
2) Развал Еврозоны. В случае не решения проблем в Греции и повторов греческого сценария в Португалии, Ирландии, Испании, Италии и т.д. рухнет ЕС, а это один из 2-х ключевых внешнеэкономических партнеров Украины, но при таком раскладке рухнет и 2-ой партнер, Россия.
3) Стратегия хаоса. Для сохранения своего мирового доминирования (которое экономически объективно тает) США реализуют стратегию хаоса: поднимая волну радикального исламизма (арабская весна) и нанося экономические удары по ЕС. Тем самым ослабляются основные геополитические конкуренты: Китай, ЕС и Индия.
Для Украины это означает проблемы с ЕС (фактор №2) и взрывной рост радикализации и активности исламистов на собственной территории (прежде всего в Крыму, но и не только).
4) Османская империя. Турция открыто ставит своей целью воссоздание османской империи под флагом радикального ислама. Этот фактор смыкается с политикой США и создает дополнительные проблемы в Крыму и с исламистами вообще.
5) Газ + ЕЭП. Так и не достигнув договоренностей по ценам на газ, которые очень сильно ослабляют и без того слабую экономику Украины и не вступив в ЕЭП (закрываются последние рынки сбыта для несырьевой продукции), Украина теряет последние промышленные артефакты советского наследства, окончательно превращаясь в сырьевую экономику, но с сырьем на Украине не богато. В рамках системы экономики сырье+переводы гастрабайтеров элементарно прокормить 46 миллионов человек невозможно, о каком-либо развитии даже речи нет.
6) Оранжевая революция в России. Дестабилизация России подрывает экономику Украины и резко ослабляет все политические силы, ориентирующиеся на Восток и Юг страны.
Итого. Партия регионов находится в очень сложном положении, они сильно подорвали свои позиции на Востоке и Юге, во многом потеряли внешнюю поддержку: Янукович уже почти Лукашенко для «старой Европы», при этом так и не договорившись с Россией + все это происходит на фоне крайне неспокойной мировой обстановки.
В случае поражения ПР, это будет не просто политическая смерть. Януковича и немалую часть его окружения просто посадят и это все понимают.
Тактика. По сути единственным шансом Партии регионов на победу на выборах является мобилизация и консолидация вокруг себя избирателей Востока и Юга Украины. Для этого нужно не просто довести принятие «закона о языках», но и всерьез, во всех сферах жизни, бросить вызов галичанам.
Нужны свои крупные митинги в Киеве, необходимо срочно снимать ложное противопоставление «народ против власти». Для этого митингами и другими формами общественной активности необходимо показать, что украинцы приветствуют этот закон.
Политически нужно крепить союз с КПУ и включать в него непарламентские политические силы (Витренко и т.д.). Создание мощной коалиции всех восточных и южных сил Украины и мобилизация избирателей – это жизненная необходимость для Партии регионов.
Стратегия. Сила галичан в том, что только они дают внятный и развернутый ответ на вопрос «зачем Украина вышла из СССР?». Слабость в том, что на фоне высочайшего градуса эмоций на эту тему, они же ничего внятного не могут ответить на вопрос, за чем же отказываться от столь ценной незалежности и становится даже не членами, а холуями ЕС и США. Похожая история в России с либероидами.
Партия регионов на 2 этих вопроса не отвечает вообще ничего, в лучшем случае в очень мягкой форме повторяя концепцию галичан. Но, не дав ответа на 2 этих вопроса, нельзя выстраивать стратегию будущего Украины.
Сегодня Украина находятся в стратегическом тупике. Время сидения на 2-х стульях прошло (баланс Восток-Запада и Россия-ЕС), больше для ПР и лично Януковича не будет даже никакой видимости консенсуса с галичанами, эта возможность закрыта навсегда. И зачистить всю поляну, став местным Лукашенко, Янукович тоже не может, это не возможно по ряду причин.
При этом концепция евроинтеграции исчерпала себя, никто уже всерьез в нее не верит, не на Западе, не на Востоке Украины. Никогда в ЕС Украину не возьмут, максимум на что можно рассчитывать, это статус периферии и сырьевого придатка ЕС, который ведет к ускоренной деградации и вымиранию страны.
Значит, нужно смещаться на новую базу опоры (не только в плане избирателей), а для этого нужно полностью пересматривать всю стратегическую концепцию будущего Украины. Но стратегия, которую можно предложить своему ядру и затем реализовать, это только воссоздание Империи, вместе с Россией, Белоруссией, Казахстаном и другими постсоветскими странами.
Важно подчеркнуть, что это не включение Украины в состав России, а создание аналогичного ЕС союза братских стран, построенного абсолютно демократическим путем. Больше стратегически Востоку и Югу Украины идти не куда.
Да и по поводу Запада Украины есть большой вопрос. Если всерьез посмотреть на реальность, та ли эта Европа, о которой мечтали и в которую стремились?
Готовы ли галичане, пролившие столько своей и чужой крови для выстраивания своей общности, фактически отказаться от своей идентичности и превратиться в современных европейцев со стекленными глазами, молодое поколение которых уже трудно отличить между собой?
Вы хотите, чтобы ваши дети росли амебными общечеловеками со стирающимися гендерными признаками, полностью потеряв свои национальные и религиозные корни?
Вы хотите навсегда отказаться от высокотехнологичных производств и во многом от производства вообще (см. опыт Прибалтики)?
Наконец, как символ евроинтеграции, вы хотите регулярно видеть гей парады в центре Львова?
В чем ваша мечта? Быть задворками постмодернистской Европы? Это и есть Незалежна Рідна Україна?
Восстановление крупного геополитического субъекта на постсоветском пространстве – единственный шанс спасти наши народы, страны и национальные элиты.
Journal information