Друг ЖЖ (friend) wrote,
Друг ЖЖ
friend

О коммунизме и марксизме — 13



Если Зевс — это Капитал, то сын, который его свергнет, — пролетариат. Тайна пролетариата, который свергнет Капитал, известна только Марксу, и поэтому он — Прометей

Серебрякова подробно, восхищенно и со знанием дела описывает жизнь Маркса, его дочерей, его жену, его ближайших друзей и соратников, включая Энгельса. В ее бесконечных, очень пространных описаниях необходимо выделить наиболее существенное. Именно это существенное я и хочу предложить в качестве того, что может что-то поведать о метафизике Маркса. При том, что сам Маркс всячески избегал прямого обсуждения своей метафизики. Почему избегал?

Потому что был человеком своего времени — времени пренебрежительного отношения к метафизике, времени безграничной веры во всемогущество познающего разума, времени такой же веры в неукоснительное всемогущество так называемых законов природы. Которые надо познать, дабы обрести даруемую этим познанием свободу. Но которыми нельзя пренебрегать.

Но значит ли это, что у Маркса, этого единственного по-настоящему состоявшегося в философском плане ученика Гегеля, вообще не было своей, светской или какой-то другой, метафизики?

Серебрякова в силу свойств ее личности и политических обстоятельств не склонна говорить о метафизике Маркса напрямую. Но она слишком хорошо знает Маркса и слишком честна для того, чтобы прятать концы в воду. Поэтому то, что для нас ценно в произведении Серебряковой, имеет характер неожиданных интеллектуальных импульсов, проговорок. Каждый из таких импульсов Серебрякова неслучайным образом прячет в подробностях семейной жизни дочерей Маркса, в описании поведения собаки Маркса, болезней Маркса и так далее.

Приведу несколько таких импульсов, освободив их от всего того, во что они Серебряковой запрятаны.

Импульс № 1 — параллель между Прометеем и Марксом. Для Серебряковой эта параллель крайне важна. При этом она считает, что владыкой Олимпа, Зевсом, в современном мире является Его Величество Капитал. И что Маркс предсказывает Капиталу — как новому Зевсу — гибель от того, что этот Зевс неминуемо породит.

Можно было бы пренебречь данной аллегорией — и потому, что это всего лишь аллегория, и потому, что она принадлежит вроде бы не Марксу, а Серебряковой. Но Маркс сам пишет о Прометее в своем предисловии к диссертации «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Он говорит, что Прометей — это «самый благородный святой и мученик в философском календаре». Такой характеристикой Прометея заканчивается предисловие Маркса к его диссертации.

Маркс цитирует эсхиловского «Прикованного Прометея», в котором Прометей говорит посланцу богов Гермесу:

Знай хорошо, что я б не променял
Своих скорбей на рабское служенье:
Мне лучше быть прикованным к скале,
Чем верным быть прислужником Зевса.


Этот эсхиловский текст Маркс считает ответом «заячьим душам, торжествующим по поводу того, что положение философии в обществе, по-видимому, ухудшилось».


Х.К. Ороско. Прометей. (1930)

Мне скажут в ответ, что для Маркса Прометей — это абсолютный ненавистник богов, что преклонение Маркса перед Прометеем является порождением атеизма Маркса, который восхищается признанием Прометея из того же произведения Эсхила: «По правде всех богов я ненавижу». Но Маркс — высокообразованный человек своего времени. Он не может не понимать подлинного содержания того мифа о Прометее, к которому он столь восхищенно и яростно апеллирует еще в начале своего творческо-политического пути (предисловие к диссертации Маркса, в котором говорится о Прометее, датировано мартом 1841 года).

О ненависти к каким богам говорит эсхиловский Прометей?

О ненависти к богам Олимпа.

А почему он их ненавидит?

Потому что он — титан, то есть представитель предыдущей генерации богов. Той генерации, которая связана не с Зевсом (который, между прочим, сам является одним из титанов), а с отцом Зевса Кроносом. Зевс низверг отца. Часть титанов поддержала эту революцию Зевса и стала новыми богами, живущими вместе со своим царем Зевсом на горе Олимп. А часть титанов не приняла революции Зевса. И осталась верна его отцу Кроносу. Одним из таких титанов является Прометей.

Понимаете? Он сам такой же бог, как Зевс. И он не может ненавидеть всех богов. Он — сын Иапета, одного из титанов. Иапет — сын Урана и Геи, как и Кронос. Зевс — сын Кроноса (Кронид), а Прометей — сын брата Кроноса Иапета. Иапет и Кронос — родные братья. А значит, их сыновья Прометей и Зевс — двоюродные братья.

Иапет был одним из участников титаномахии, то есть битвы богов-олимпийцев с титанами, она же Битва Титанов или Битва Богов. Титаномахия — это серия сражений между двумя лагерями божеств. Титаны окопались на горе Офрис, а олимпийцы, то есть титаны, вставшие на сторону Зевса, — на горе Олимп.

Согласно греческой мифологии, эта война велась в Фессалии задолго до существования рода человеческого. Она длилась десять лет. Олимпийцы сумели одержать победу только потому, что им на помощь пришли чудовища — киклопы (одноглазые великаны, порожденные Геей и Ураном) и гекатонхейры (сторукие великаны, сыновья Урана и Геи). Эти чудовища были заточены Кроносом и освобождены сыном Кроноса Зевсом, восставшим против своего отца.

Все, что происходит с Прометеем, не может быть адекватно понято без учета битв между поколениями богов. Причем такие битвы — это сквозной сюжет очень многих мифологий. Не только древнегреческой, но и скандинавской, вавилонской, кельтской, угаритской и т. д.

У древних греков первое поколение богов — это Уран (небо) и Гея (земля). Уран заключил в Тартар детей Геи — киклопов и гекатонхейров. Возмущенная Гея подговорила своих сыновей (Кроноса и его братьев) кастрировать их отца Урана. Кронос это сделал и стал титаном.

Уран предрек Кроносу, что его дети восстанут против его правления, как сам Кронос восстал против своего отца. Кровь Урана, пролитая на землю, породила гигантов, богинь-мстительниц эриний и древнейших нимф мелий. А поскольку отрезанные половые органы своего отца Урана Кронос выбросил в море, то из пены морской и семени Урана, смешанного с этой пеной, родилось еще одно дитя Урана — богиня Афродита (Урания).

Кронос, став царем богов, снова заключил в Тартар гекатонхейров и киклопов, а также все новосозданные существа (гигантов и так далее). Он превратился в ужасного царя, проглатывающего своих детей.

Дети эти рождались от сестры Кроноса Реи, ставшей женой нового царя богов Кроноса. Рея обманула Кроноса, подсунув ему вместо Зевса камень, завернутый в одеяло, спрятала Зевса. Воспользовавшись помощью своей сестры Метиды, она побудила Кроноса изрыгнуть съеденных им детей. Дети, возглавляемые Зевсом, восстали против Кроноса и низвергли Кроноса так же, как он низверг Урана.

Согласно древнеримскому писателю Гаю Юлию Гигину, не худшему знатоку мифологии, Зевс, воцарившись на Олимпе, взял себе в жены свою сестру Геру. Но Гера была очень обидчива, а Зевс очень охоч до любовных утех с разного рода наложницами. Гера ненавидела всех сыновей Зевса от наложниц. И крайне возмущалась, если эти сыновья от наложниц сильно возвышались.

От одной из наложниц родился сын Зевса Эпаф. И этого сына Зевс слишком сильно возвысил, сделав царем Египта. Геру это возмутило настолько, что она призвала титанов, предложив им прогнать Зевса с Олимпа и вернуть трон Кроносу.

И что же? Маркс, занявшись античными философами Эпикуром и Демокритом, проводя тонкие сравнения разных вариантов античной философии, прочно связанной с мифологией, не знал всего этого? Он не знал, кто такой Прометей? Да он лучше нас всех это знал. И восхищаясь Прометеем, сочетал такое восхищение, порожденное ненавистью Прометея к своим конкурентам — олимпийским богам, с тонким пониманием всего того, что мной изложено выше.

Маркс знал, что имя «Прометей» означает «Предвидящий». Что Прометей — это древнее доолимпийское божество. Что Прометей не участвовал в титаномахии. Что он готов был заключать договор с олимпийскими богами. Но он был независим от них. Более того, он был божеством древнейшего, хтонического разряда. Божеством, жалеющим всех своих хтонических сородичей, жестоко наказанных Зевсом.

Прометей противопоставлял себя Зевсу в качестве представителя старой элиты, которую Зевс преступно ущемил в правах. Одновременно Прометей являлся создателем людей. Он опекал людей. Именно Прометею и его брату Эпиметею (в отличие от Прометея не предвидящему, а мыслящему задним умом) Зевс поручил распределить способности всего живого к выживанию на планете Земля. Эпиметей все способности к выживанию даровал зверям, а не людям. Прометей проникся состраданием к человеку, который в силу этой выходки Эпиметея оказался абсолютно беззащитен, наг, лишен рогов или клыков и так далее.

Тогда Прометей с помощью бога огня Гефеста и богини Афины украл огонь, научил людей им пользоваться. То есть даровал им технический прогресс. Он наделил разумом людей, которые были абсолютно беспомощны и раздавлены. Он научил людей носить одежды, заниматься ремеслами, считать, писать и читать. Есть мифы о том, что Зевс стал сильно карать людей, в том числе и наслав на них потоп. Что спасенной от потопа парой были Девкалион (сын Прометея) и Пира (дочь Эпиметея). И что именно по этой причине Прометей стал так заботиться о людях. Впрочем, мифов о Прометее так много, что невозможно их даже перечислить.

Якобы Пандора с открытым ею ящиком, из которого на людей излились разные виды бед, тоже была наказанием за дерзкие выходки Прометея. К тому, что мы обсуждаем, имеет отношение миф, согласно которому Прометей, наделенный предвидением, знает древнюю ужасную тайну. Эта тайна состоит в том, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведет к рождению у Зевса очень мощного сына. Настолько мощного, что сын свергнет Зевса.

Если Зевс — это Капитал, то сын, который его свергнет, — пролетариат. Тайна пролетариата, который свергнет Капитал, известна только Марксу, и поэтому он — Прометей. Но ведь в мифологии, из которой берется это сравнение, Зевс освобождает Прометея в обмен на раскрытие этой тайны. Освобождение поручено сыну Зевса Гераклу. Прометей указывает Гераклу путь к золотым яблокам, находящимся в саду Гесперид.

Измученный чудовищными страданиями бессмертный кентавр Хирон просит у Зевса милости — возможности умереть. И отдает свое бессмертие Прометею.

Неужели Маркс мог апеллировать к Прометею, не понимая и не чувствуя всей этой разветвленной символики? Нет, Маркс не мог бы апеллировать к Прометею, не понимая, не чувствуя и, главное, не учитывая всего этого.

Серебрякова, возможно, и могла. А Маркс — нет.

(Продолжение следует)

Сергей Кургинян
Источник – http://gazeta.eot.su/article/o-kommunizme-i-marksizme-13

Tags: СССР 2.0
Subscribe
promo friend march 30, 2015 22:02 1043
Buy for 10 000 tokens
Народный мэр Славянска Вячеслав Пономарев и генерал Сергей Петровский (Хмурый) начали рассказ о похождениях Стрелкова в Славянске и во всей Северодонбасской агломерации (Краматорск, Славянск, Семеновка, Дружковка, Константиновка и так далее) в целом. Напомним, что антифашистское сопротивление в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments